Основная информация
Ближе всего к Соборной площади — церковь Санта-Мария у Сан-Сатиро (Santa Maria presso San Satiro). Правда, для того чтобы ее отыскать, вам придется хорошенько постараться: это, наверное, самое замаскированное культовое сооружение во всем городе. Началась церковь в 876 году с небольшой часовенки в саду архиепископа Ансперто, посвященной братьям-святым — Сатиро и Амвросию. Это было очень простое сооружение: в плане часовенка представляла собой греческий крест, в алтарной части имелись три апсиды, накрытые куполами, а в промежутки между ними были втиснуты еще четыре купола поменьше. Кирпичную колокольню пристроили только в XI веке. А в 1242 году изображенная на одной из фресок Мадонна с младенцем начала источать слезы.
Естественно, что для столь примечательной святыни небольшого помещения уже не хватало, поэтому в 1478 году Лодовико Моро заказал своему любимому архитектору Браманте церковь побольше, посвященную, разумеется, Мадонне. Браманте нарисовал отличнейший проект, но тут оказалось, что предусмотренная в нем апсида попросту не влезала в отведенное для нее пространство. Архитектор вывернулся: вместо настоящей он сконструировал ложную апсиду глубиной всего в 97 сантиметров. Причем получилось у него настолько убедительно, что иллюзия возникает уже на расстоянии нескольких шагов. Прежнюю церковь Браманте попросту встроил в новую — она только немного потеряла в статусе, превратившись из отдельного храма в «святохранилище скорби» (Sacello della Pietà).
Фасадом — причем неудачным, лишившим нас нескольких брамантовских ниш — Санта-Мария у Сан-Сатиро обзавелась лишь во второй половине XIX века, когда городские власти попытались расчистить замусоренное гражданской архитектурой пространство вокруг церкви. Чуть позже, и тоже из благих побуждений, со стен часовни ободрали терракоту XV века. Хорошо хоть саму церковь оставили…